Париж – очень многогранный город. Французы славятся умением сочетать историю и современность, внимательно оберегая традиции прошлого.

Как бы ни терзала история Французскую республику, Париж веками остаётся центром культуры и искусства. Его всемирно известные достопримечательности представляют интерес как для археологов и художников, так и для исследователей заброшенных и недоступных пространств и объектов—диггеров.

Сегодня мы хотим познакомить вас с одной из самых ярких на сегодняшний день современных художниц, которая, несмотря на свою профессиональную деятельность в сфере искусства, давно и успешно занимается диггингом, что нам кажется довольно нетривиальным сочетанием.

Окончив МГТУ им. Баумана и Московский Институт Современного искусства «База», Ангелина Меренкова решила продолжить свое обучение в Париже.

Она уже успела заявить о себе работами, сегодня находящимися в частных коллекциях России и Европы, а в роли диггера исследует подземелье Парижа и Москвы.

«В ЭТОМ есть что-то от игры, все достижения которой важны лишь внутри. Тем не менее, в ходе этой игры мы приобретаем интересные навыки, связанные, на мой взгляд, с потенциальным протестом – как открыть закрытую дверь, залезть куда-то по веревке и т.д.» — Ангелина Меренкова.

«Escape Gallery» — это новый мультимедийный проект Ангелины Меренковой. Здесь галерея становится лабиринтом, а зритель – участником квеста. Впервые галерейное пространство pop/off/art будет переосмыслено и полностью перестроено, подчиняясь художественной концепции автора. Здесь произведения искусства становятся не просто носителями смыслов. Они выступают инструментами для восприятия реальности

 

 

Чтобы больше понять саму художницу и концепцию, мы задали ей несколько вопросов.

 

 Последние пару лет ты преимущественно живешь в Париже. Город знаменит своей системой катакомб и малоизученной системой метро, что в некотором смысле роднит его с лабиринтом. Твой новый персональный проект— это эволюция тем, превалирующих в твоем раннем творчестве или же это отчасти твоя авторская рефлексия о новом для тебя городе и сопряженном с ним изменениях?

 — Мне кажется, главное ощущается от переезда – это отсутствие давления локального российского контекста, особенно политического. С городом и подземельями это связано лишь отчасти. Подземелья мне интересны довольно давно, и, конечно, исследовать совершенно новый город это очень классно. Однако, о том как соотносятся мое хобби и искусство мне было интересно порассуждать уже довольно давно.

 В твоем творчестве очевидно прослеживаются отсылки к практикам urban exploration и диггинг — эстетике. В современном искусстве существуют примеры намеренного симбиоза академического искусства и вышеупомянутых практик— это и Brad Downey c его несанкционированной скульптурой из городских расходных материалов, и работы берлинского художника The Wa и даже проекты москвича Алекса Партола, посвященные документации вылазок в московскую подземку. Отсылки к подобным практикам в твоих работах— намеренное стремление к подобной интеграции или же это личные переживания и впечатления, среди которых диггинг занимает свою неотъемлемую часть?

— В принципе, в качестве важной теоретической основы для диггерства выступают Ги Дебор и ситуационисты. Они исследовали город, который «принадлежит капитализму», внутри которого человек обычно обречен ходить по одним и тем же маршрутам.

От идеи «вернуть себе город» в данный момент это развилось в нечто другое – почти каждый диггер или руфер берет с собой фотоаппарат, снимает и публикует то, что он(а) посещает. На выходе мы можем видеть много красочных, но довольно похожих  фотографий в инстаграме.

 

 

Лично мне диггерство, в первую очередь, интересно как некоторая практика с отсутствующей рациональной целью. В ней есть что-то от игры, все достижения которой важны лишь внутри. Тем не менее, в ходе этой игры мы приобретаем интересные навыки, связанные, на мой взгляд, с потенциальным протестом – как открыть закрытую дверь, залезть куда-то по веревке и т.д. Мне интересно осмыслить, что именно в этом привлекательно как практике, как это связано с чем-то более универсальным и общим.

А если говорить о каких-то моих референсах, то можно вспомнить акции КД(Коллективные Действия- прим. автора), где перемещение и всевозможная документация участников акции являются важной составляющей. Также я вспоминаю о вулканах, которые рисовал Кропоткин до того, как стал известен своими трудами.

 И, наконец, несколько каверзный вопрос: в Сети ты довольно четко разграничиваешь свою художественную деятельность и свои опыты в исследовании городских пространств. Этот жест— для отвлечения от тебя ненужного внимания или ты четко разграничиваешь для себя оба рода деятельности?

 — Тут есть два момента – у обоих видов деятельности разная целевая аудитория, которой интересны разные вещи. Информационный мир «жесток» — если человек не получает то, ради чего он подписался, он отпишется и перестанет читать все сразу, включая то, что могло бы быть ему интересно, и что нам бы захотелось обсудить.

Второй момент – в целом, разумно не публиковать свое имя в аккаунтах, посвященных всецело чему-то нелегальному, но мои друзья в курсе и выставок, и увлечения =)

Как никогда актуально..

Меренкова в своем проекте поднимает одну из актуальных тем – соотношение реального и виртуального пространства, между которыми мечется современный человек. Бесконечный эскапизм из жизни в Сеть и обратно приводит к контрпродуктивности, замене личности аватаром, невозможности принять нескончаемый поток информации и вторичности всего нового.

Художникам трудно совершить революцию. В новом проекте Ангелина предлагает расширить рамки восприятия, позволяя зрителю вступить в игру с художником, дать возможность самому найти ключи и ответы на поставленные вопросы.

Познакомиться ближе с работами Ангелины можно в Instagram и на ее сайте. 

Узнать детальнее про «Escape Gallery» можно по ссылке.