Экранизация бестселлера La Paranza dei Bambini известного итальянского писателя и журналиста Роберто Савьяно. Сегодня Савьяно вынужден жить под круглосуточной охраной Министерства внутренних дел Италии, потому что мафия вынесла ему смертный приговор.

Они еще очень молоды, но уже смертельно опасны, ведь только самые дерзкие могут стать новыми королями преступного мира Неаполя. Их легко заметить по дорогой одежде, татуировкам и холодному взгляду, когда они прорезают плотный поток машин на скутерах. Их дружба и честь проверяется в уличных перестрелках. Они живут на полную, но готовы убивать и умирать за свою мечту о власти, деньгах и любви…

РЕЖИССЕР КЛАУДИО ДЖОВАННЕЗИ О СВОЕМ ФИЛЬМЕ:

– Фильм ПИРАНЬИ НЕАПОЛЯ – это история о юности и преступном образе жизни. Это попытка разобраться том, насколько совместимы такие важные чувства для каждого юноши, как любовь и дружбы с одной стороны, и реалии криминального мира – с другой.

Герои картины – Никола и его друзья, живущие в Неаполе. Никола решает встать на сколький путь, и это неотвратимо меняет его жизнь, вынуждая жертвовать не только первой любовью, но и дружбой. Истинные ценности юности оказываются несопоставимы с образом жизни преступника. Главный герой понимает это, но, к сожалению, не в силах ничего изменить.

Сколь губительным ни был бы выбранный молодежью преступный путь, сколь фатальными ни были бы последствия, мы не хотим навязывать свое мнение. Мы решили рассказать о героях, не вынося суждение об их поступках, показать переживания юности в разрезе криминального образа жизни и стремления к власти. Важность и необходимость таких неотъемлемых составляющих нашей жизни, как любовь и дружба, особенно в юности, постепенно меркнут под гнетом диктуемых правил.

Главные герои еще очень юны, однако они ежедневно сталкиваются со смертью, относясь к ней как к обыденности. Амбиции вынуждают персонажей завоевывать новые территории, и они легкомысленно развязывают войну. Пагубное стремление молодежи к власти также вскрывает типичный для этого возраста парадокс – желание добиться чего-то хорошего посредством плохого: мечты о власти ради власти, иллюзорные надежды создать собственный криминальный синдикат, который вытеснит с их территории конкурентов и таким образом восстановит справедливость. По крайней мере, как они ее представляют. Дети убивают своих отцов и занимают их места, они рано взрослеют, жертвуя беззаботностью юности. Они каждый день готовы оказаться в тюрьме или расстаться с жизнью.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД И СЪЕМКИ

– В основу сюжета были положены реальные события, однако кинематографисты не стремились дать привязку к конкретным местам, – утверждает Клаудио Джованези. – Не было намерения и рассказать о преступности в Неаполе – город был лишь декорацией. Ключевым аспектом сюжета стали изменения в жизни главного героя после того, как он избрал путь преступника. Именно в этом возрасте человеку приходится осознавать, что для него хорошо, и что – плохо.

Именно такие творческие задачи я ставил перед молодыми актерами, подготавливая их к сценам и помогая вжиться в роли. Их герои находятся во власти потребительских трендов: дизайнерская одежда, дорогие часы, мощные скутеры, персональные столики в ночном клубе, шампанское. Им нужны деньги – прямо сейчас, немедленно. Они считают, что самый быстрый способ удовлетворить свои желания – взять то, что им нужно, с оружием в руках, не заботясь о последствиях. Легкость наживы рождает ощущение эйфории, их амбиции растут, одно преступление тянет за собой другое. Юноши пересекают черту невозврата, они не могут остановиться и неизбежно падают.

– Образ каждого из персонажей рождался в процессе коллективного обсуждения с участием восьми молодых людей, сыгравших главные роли, – говорит Клаудио Джованези. –  Юноши говорили обо всем, что их волнует: о дружбе, о первой любви, об отношениях в семье. Во время подготовки к съемкам мы задавали им вопросы: каким им представляется криминальное приключение? Что они думают о самоотречении? В этом возрасте чувства представляются чистыми, братская привязанность – крепкой, любовь – вечной и абсолютной. Постепенно наши персонажи начинают терять самих себя, уничтожают себя изнутри, их чувства вступают в конфликт с амбициями, со стремлением к власти.

– Снимать фильм мы решили в районе Санита и в Испанском квартале. В Неаполе, в отличие от Рима и многих других итальянских городов, сохранился исторический центр города, – поясняет свой выбор режиссер. – Он еще не настолько оккупирован туристами и строительными компаниями, центр города сохранил свой исторический облик. Районы стали самостоятельными действующими лицами фильма – немалую роль в создании атмосферы сыграли рынок, магазины, прохожие и местные дети, которые родились и выросли на этих улочках.

– ПИРАНЬИ НЕАПОЛЯ мы снимали в течение 9 недель. В первый съемочный день мы работали над началом фильма, а в последний – над финальной сценой, – говорит Джованези. – Никто из мальчишек не читал ни сценарий, ни роман, по мотивам которого он написан. Они не должны были знать заранее, каковы будут последствия их действий. Нашим актерам предстояло пережить все эмоции своих героев, день за днем, с самого начала и до конца. Им нужно было пройти этот путь самим: рождение братства, амбиции, завоевание власти, иллюзия всемогущества, неотвратимые последствия их криминальных поступков, невозможность отмотать события назад и – в конечном итоге – поражение.

 

О РЕЖИССЕРЕ

Клаудио Джованнези – режиссер художественного и документального кино, сценарист и музыкант, родился в Риме в 1978 году. Его картины не раз принимали участие в международных кинофестивалях и получили ряд престижных наград, включая премию Итальянской ассоциации кинокритиков «Серебряная лента».

Предыдущий фильм режиссера ЦВЕТОК был показан на Каннском кинофестивале в 2016 году в рамках Directors’ Fortnight. Джованнези – один из девяти режиссеров, снявших в честь 90-летия Института кинематографии Луче (Istituto Luce) документальный альманах 9х10 ДЕВЯНОСТО, который был представлен на 71-м Венецианском кинофестивале. Кроме того, Клаудио Джованнези снял два эпизода телесериала «Гоморра» – экранизации первого романа Роберто Савьяно.

 

Фильмография Клаудио Джованнези

Картину ЦВЕТОК (2016) показали на Каннском кинофестивале в рамках программы «Режиссерская ночь». Она получила премию «Серебряная лента»; шесть номинаций на Национальную итальянскую кинопремию «Давид ди Донателло»; на Гран-при Кинофестиваля в Брюсселе.

Фильм ВОЛК (2013) отмечен специальным призом жюри на 31-м Кинофестивале в Турине и номинирован на «Серебряную ленту» в категории «Лучший документальный проект».

Лента У АЛИ ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА (2012) получила Специальный приз жюри на Международном кинофестивале в Риме, премию Жана Карме на Кинофестивале в Анже, была номинирована на «Серебряную ленту» в категории «Лучший фильм» и на премию Кинофестиваля в Трайбеке.

Картина БРАТЬЯ ИТАЛИИ (2009) отмечена специальным призом жюри Международного кинофестиваля в Риме и была номинирована на «Серебряную ленту» в категории «Лучший документальный проект».

Фильм ДОМ НА ОБЛАКАХ (2009) получил специальный приз жюри Кинофестиваля в Брюсселе.

 

ОБ АВТОРЕ РОМАНА «ПИРАНЬИ НЕАПОЛЯ»

 Роберто Савьяно – итальянский писатель и журналист. Получил всемирную известность благодаря роману-репортажу «Гоморра» (2006). По мотивам книги снят одноименный фильм Маттео Гарроне. Он получил в 2008 году Гран-при Каннского кинофестиваля.

Савьяно родился в Неаполе в 1979 году. После окончания факультета философии Неаполитанского университета подрабатывал журналистикой. Первое тесное знакомство Савьяно с криминальным миром Неаполя состоялось, когда журналист устроился ассистентом фотографа, работавшего на мафиозных свадьбах. Материалы для книги «Гоморра» Роберто Савьяно собирал, посещая принадлежащие мафии фирмы в качестве управляющего складом в порту Неаполя. После выхода книги каморра вынесла Савьяно смертный приговор. Писатель вынужден находиться под охраной полиции. Прошение о государственной защите Роберто Савьяно подписали более 250 тыс. человек, среди которых шесть нобелевских лауреатов – Михаил Горбачев, Гюнтер Грасс, Дарио Фо, Рита Леви-Монтальчини, Орхан Памук и Десмонд Туту.

Роберто Савьяно удостоен литературной Премии имени антифашистов Ганса и Софи Шолль; «за храбрость» имени Гарольда Пинтера; Улофа Пальме, премии Европейской киноакадемии лучшему сценаристу и др.

Библиография Роберто Савьяно:
  • Gomorra (2006)
  • Il contrario della morte (2007)
  • La parola contro la camorra (2010)
  • La bellezza e l’inferno (2010)
  • Vieni via con me (2011)
  • Super Santos (2012)
  • Zero Zero Zero (2013)
  • La paranza dei bambini (2016)
  • Bacio feroce (2017)