Рецензия на фильм СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ ДЖОНА Ф. ДОНОВАНА Ксавье Долана

7

Kit Harington in The Death and Life of John F. Donovan (2018)

10 сентября 2018 состоялась премьера фильма Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — его англоязычный дебют (все прошлые фильмы были сняты на французском). В главных ролях — Кит Харингтон, получивший огромную известность благодаря роли Джона Сноу в «Игре престолов», и занявший роль самого Джона Ф. Донована, Натали Портман, сыгравшая в культовом «Леоне», получила роль матери Руперта, Сэм, и Джейкоб Трамбле, получивший роль самого Руперта.

Как утверждает Ксавье Долан, история, хоть и ненароком, вышла отчасти автобиографичной. Этому способствовал его как актёрский, так и режиссёрский опыт, ведь очень многое в сценарии основано на личных воспоминаниях.

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — это фильм, в котором каждый увидит для себя что-то своё, несмотря на ясность общей идеи. Кто-то видит основной историю дружбы маленького и взрослого актёров, а кто-то — историю лжи в Голливуде. Но трогает и то, и другое. Благодаря прозрачности своих намерений, фильм очень легко читается, несмотря на непоследовательную композицию — фильм начинается со смерти главного героя, что не является ни новостью для зрителя, ни интригующим событием, и в целом не слишком рациональным решением. Впрочем, нас быстро перемещают в третье по хронологической ветке событие: интервью Руперта с журналисткой. Через него нам рассказывают главную историю фильма. Это является специфичной чертой сценария, удачной или нет — решать зрителю.

Визуальные решения не всегда можно назвать удачными: цвета в фильме по большей части яркие, насыщенные, с уклоном в тёплые. В некоторых моментах казалось, что с коррекцией цвета даже переборщили, настолько картинка была режущей глаз и нереалистичной. Ракурсы и кадры не редко напоминали рекламу: настолько навязчивым был фокус на видимых людях. Но, говоря о хорошем, можно отметить любовь режиссёра к крупным планам. Это сыграло на руку интимности обстановки, чувству присутствия и даже некоторой неловкости от близости к персонажам. Хорошо это работало и когда в кадре мелькали детали интерьера: квартиры и комнаты благодаря таким приёмам обретают обжитость. 

Хочется сказать и об актёрской игре. Все эмоции, которые можно увидеть на экране — живые. Нельзя сказать, что этот фильм задал новые планки, но, несомненно, актёров стоит похвалить.

Кит Харингтон хорошо вписался в роль Джона Ф. Донована. Впрочем, он и сам отметил, что он не ориентировался на кого либо другого, а изобразил версию себя самого, ведь он, как и многие в его стезе, не понаслышке знает, каково быть актёром и оставаться человеком.

Натали Портман сыграла Сэм Тёрнер. Женщина разочаровалась в жизни и теперь больше всего беспокоится о том, что отдаляется от сына — роль не простая. Актриса рассказывает: «Я хорошо понимаю Руперта, этого молодого актёра, потому что вспоминаю себя в его возрасте — вспоминаю, что хотела и о чём мечтала».

В роли молодого Руперта Тёрнера выступил Джейкоб Тремблей. Коллеги отметили его, как отличного актёра. Например, Натали Портман призналась, что работать с Тремблеем ей понравилось, и была впечатлена его талантом. Джейкоб понимал суть каждой сцены и мог объяснить, почему его герой ощущает именно такие эмоции, а не какие-либо другие.

Jacob Tremblay in The Death and Life of John F. Donovan (2018)
Джейкоб Тремблей во время съёмочного процесса.

Актёров, не так часто появлявшиеся на экране, но сыгравших немаловажную роль в истории, тоже стоит упомянуть. Это и Бен Шентцер, сыгравший повзрослевшего Руперта, и Тэнди Ньютон — журналистка Одри Ньюхаус. К сожалению, они часто звучат за кадром, и только по одним сценам в кафе, хоть и хорошо сделанным, трудно что-то однозначно сказать.

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — классический пример творчества Ксавье Долана, в котором он не отходит от привычной стилистики, про жестокий Голливуд и про двух одиноких людей, которым нужна была искренность и поддержка. Он не для отдыха от повседневных суёт, но и не для сложных разборов. Можно сказать, что он для тех, кто просто любит кино.

Премьера фильма в России состоится 15 августа.