Девяностые:

Странное для российского кинематографа время. Время суровой действительности и огромного количества штампов («чернуха», криминальные фильмы, дурной вкус). Нужна была дистанция, чтобы убедиться: на опустевшей земле вопреки всему чудесным образом победила жизнь.

Кинематограф девяностых – ни на что не похож, он впитал своё противоречивое время и породил уникальные артефакты и произведения искусства. Программа «Странное время» – ретроспектива длиною в год, позволяющая увидеть новыми глазами – а иногда и впервые – те фильмы, которым по-настоящему был нужен зритель и которые помогут восполнить разрыв между сегодняшним временем и советским.

22 декабря 20:40
Ленинград. Ноябрь

Вход свободный, по регистрации

1990, Германия-СССР, 89 мин., реж. Олег Морозов, Андреас Шмидт

Ученик и соратник великого театрального режиссера Анатолия Васильева Олег Морозов с безошибочным чутьем документалиста запечатлел последний советский ноябрь, последний ноябрь города Ленинград. Уникальный портрет города, а также художественного круга того времени. Среди участников можно увидеть Бориса Юхананова, Никиту Михайловского, актеров «Школы драматического искусства» и «Театра Театра». Первый сценарий Ренаты Литвиновой. «Свой фильм Олег Морозов снял — в духе импровизации — об очень хрупких человеческих связях, постепенно приводящих к поражению его персонажей»,– Зара Абдуллаева, «Искусство кино».

В «Иллюзионе» картину представит исполнитель главной роли Игорь Кечаев и члены съемочной группы.

 

12 января 19:00
«Дом под звёздным небом»

1991, СССР, 121 мин., реж. Сергей Соловьев

Вернувшись из заграничной командировки, известный академик Башкирцев (Михаил Ульянов) обнаруживает за собой слежку. На своём юбилее он встречает настоящую нечистую силу в лице «товарища по Москонцерту» Валентина Компостерова (Александр Баширов). Теперь в дом Башкирцева приходят смерть и разорение… Заключительный фильм трилогии Сергея Соловьева, начатой картинами «Асса» и «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». «”Асса” (1987) не только воспевала поколение «мальчика Бананана», авангардиста и свободного художника, но, создав образ Крымова, стареющего и респектабельного мафиози с «томиком Эйдельмана», парадоксальным образом исполнила элегическую прощальную песнь «застою». Лирический бурлеск «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) был пронизан стихиями светлого юмора и выражал самозабвенное упоение новыми временами. Саркастичный и скорбный фильм «Дом под звездным небом» становится их отпеванием», Олег Ковалов, «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000»

В «Иллюзионе» картину представит и обсудит со зрителями режиссёр Сергей Соловьев

19 января 18:30
«Папа, умер Дед Мороз»

1991, СССР, 81 мин., реж. Евгений Юфит, Владимир Маслов

Молодой ученый-биолог приехал в деревню к двоюродному брату, чтобы исследовать повадки мыши-бурозубки. Но ему так и не пришлось подумать о работе, поскольку странное поведение здешних обитателей притягивает его внимание. Каждый из них одержим маниакальными идеями, мистическими по своей сути… Один из самых ярких фильмов «Киностудии Первого и Экспериментального фильма», «Папа, умер Дед Мороз» – стал, по выражению Олега Ковалова, полнометражным дебютом некрореализма в условиях «легального» кинопроизводства. Вольное переложение «Семьи вурдалаков» Алексея Толстого (Алексей Герман предложил Юфиту этот текст) – этапный фильм в становлении российского авангарда и «параллельного» кино. «Фильмы Евгения Юфита описывают волю к власти, из которой изъята вербальная составляющая. Впервые в отечественном кино одежды сброшены до конца, человек как пресловутая «машина желаний» предстает во всей первозданной красе, обнаруживая нищету сотворившей его «инженерной мысли» и — одновременно — неостановимую готовность к бессмысленному функционированию», Игорь Манцов, «Искусство кино»

В «Иллюзионе» картину представит и обсудит один из лидеров движения «параллельного кино», режиссер и соратник Евгения Юфита – Глеб Алейников

26 января 17:00
«Сатана»

1990, СССР, 108 мин., реж. Виктор Аристов

У председателя горисполкома Алёны Павловны похищают дочь. Преступление совершает с виду симпатичный молодой человек по имени Виталий. Он продолжает жить, как ни в чем не бывало, требуя выкуп от матери… «Сатана» — последний завершенный Виктором Аристовым фильм, интуитивно предугадавший будущее российского кинематографа. Невероятно сыгранный Сергеем Куприяновым Виталий — загадочный и навсегда запоминающийся персонаж, расположившийся где-то между Плюмбумом и Данилой Багровым. В 1991 году «Сатана» удостоился на Берлинале Специального приза жюри, которое возглавлял Фолькер Шлёндорф.

«Фильм выходит в тот момент, когда желание упразднить ненавистную идеологию всё более овладевает умами, и именно поэтому в нём вовсе нет идеологии с её какими-никакими, но нравственными тормозами и скрепами».
(Олег Ковалов, «Новейшая история отечественного кино»)

В «Иллюзионе» картину представит исполнительница главной роли, народная артистка России Светлана Михайловна Брагарник.

Показ с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда России.