Восьмой фестиваль современного искусства ФОРМА впервые пройдет 27 и 28 июля на территории «Флакон Север» (ex-Хлебозавод) и будет посвящен поэтике. Кроме перформанса, экспериментальной музыки и поэзии, в этом году будет расширена театральная программа, и представлена сцена новой академической музыки, куратором которой стал композитор Дмитрий Курляндский.

Театральная программа, которую собирает для ФОРМЫ второй год подряд театральный критик, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» Алексей Киселев, будет сосредоточена вокруг визуального и физического театра. Прицел на визуальный театр связан с общей концепцией фестиваля этого года: поэтика. Поэтика в эпоху постдраматического театра — это крик и молчание, универсальные знаки и тело, пространство и время; все это пришло на замену драматургии. Фестиваль готовит площадку для самобытных европейских коллективов — андеграундных кукольников, представителей постклоунады, альтернативных ходулистов, и российских художников, работающих на пересечении визуальных искусств и театра.

С 23 по 28 июля на Хлебозаводе пройдет бесплатный движенческий воркшоп режиссера Максима Диденко, который впервые выступит на фестивале,  хореографа Владимира Варнавы и художника Павла Семченко. Итогом станет музыкальный перфоманс из 100 участников. Принять участие в воркшопе может любой желающий, кто готов репетировать на протяжении недели и кого не смущает возможность выступать раздетыми. Для участия нужно заполнить заявку.

Также в театральной программе — Clown Bits, моноспектакль-концерт легенды сибирского андеграунда Александра Бянкина , известного также в качестве артиста петербургского театра «Организмы». Clown Bits — старческо-детская клоунада, сопровождаемая примитивным синтезаторным битом, помогающим выстраивать бытовую поэзию абсурда в структурные мантры, пробуждающие пограничное состояние между ужасом и хохотом.

На центральной крыше Хлебозавода Театр Post из Петербурга, ЦТИ Трансформатор из Москвы и казанская Лаборатория «Угол» устроят «Большое молчание». Этот спектакль Всеволода Лисовского, двукратного лауреата «Золотой маски» — точка невозврата в истории мирового театра. Точно такая же как «4’33″» Джона Кейджа в музыке, и «Чёрный квадрат» Казимира Малевича в живописи. Фактически Лисовский создал модель классического театра, оставив в ней только самое необходимое: актера, публику, час времени и одну общую для коллективного молчания тему. Вскоре после московской премьеры спектакль по франшизе был поставлен в Петербурге театром Post, а затем еще и в Казани в лаборатории «Угол». На «Форме» — впервые три версии соединятся в одном спектакле.

Также специально к Форме хореограф Татьяна Чижикова, активно работающая на стыке современного танца и медиа, готовит новый сайт-специфик танец. Ранее в апреле Чижикова представила свой перформанс о борьбе с несвободой “Ударница”, созданный специально для театральной лаборатории ФОРМА ЛАБ.