На выставке можно увидеть портреты людей, близких Ивану Крылову. Вместе с тем представленные живописные произведения принадлежат кисти художников, наиболее ярко отразивших своим творчеством дух и стиль Александровского и Николаевского времени: Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Джорджа Доу, Павла Федотова.

Экспозиция открывается двумя прижизненными портретами Ивана Крылова. На одном из них молодой Крылов в романтически-сентиментальном образе поэта с пером в руке, с растрепанными волосами и вдохновенным взглядом, обращенным вдаль. Выбранный живописцем тип «халатного портрета» созвучен моде времени. В 1839 году появился незаконченный портрет, исполненный Карлом Брюлловым, по легенде, написанный за один сеанс. Здесь изображен уже признанный писатель, величественный и спокойный. Образ, созданный Брюлловым, стал хрестоматийным. Однако он лишен сухой официальности полупарадного портрета благодаря выбранной художником расслабленной позе модели и приглушенному бордовому фону.

Иван Крылов представлен и на групповом портрете Адольфа Ладюрнера, запечатлевшего в 1839 году Торжественное собрание Академии художеств, почетным членом которой состоял писатель. На данном портрете присутствуют и другие «герои» этой выставки: уже упомянутый Карл Брюллов и Алексей Оленин, в то время президент Императорской академии художеств. Его более ранний портрет, созданный в 1820-х годах Джорджем Доу, также находится в экспозиции. Историк, археолог и художник Оленин был покровителем Крылова, а кроме того стал прообразом героя басен «Плотичка» и «Соловьи». С Олениным Крылова связывали не только деловые, но и личные отношения. Дружил Крылов и с его детьми, один из которых написал портрет писателя.

Одной из самых любимых басен Крылова была «Демьянова уха», которая на выставке представлена в живописном и скульптурном вариантах. Первый – это одноименное авторское повторение полотна Андрея Попова 1857 года из частного собрания, а второй – редкая многофигурная композиция, созданная на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века. В экспозиции можно увидеть и портрет прообраза главного героя басни – современника Крылова и его «собрата» по литературному обществу «Беседа любителей русского слова», стихотворца и переводчика графа Александра Хвостова, который приобрел в своей среде репутацию навязчивого бесталанного поэта. Портрет написал Владимир Боровиковский в 1801 году. Портрет еще одного участника вышеупомянутого литературного общества, писателя и адмирала, а позже и министра народного просвещения Александра Шишкова, написал в 1825 году Орест Кипренский. Это изображение также хранится в Третьяковской галерее и будет среди экспонатов выставки. Шишков, будучи к тому же президентом Российской академии и приверженцем «высокого» слога, явился прототипом героя басни «Парнас».

На выставке есть и жанровая картина Павла Федотова «Разборчивая невеста», по мотивам одноименной басни. Художник таким образом почтил память Крылова, скончавшегося за несколько лет до того. Полотно принесло автору заслуженную любовь публики и признание профессионального сообщества.

Несмотря на то, что литературная деятельность Ивана Крылова была разнообразнейшей, для широкого круга читателей основное наследие И.А. Крылова – 236 басен, высмеивающих несовершенство человеческой природы. И хотя некоторые считали писателя эпигоном Эзопа и Лафонтена, лишь несколько произведений Крылова восходит к сочинениям его предшественников. Популярность Крылова не меркнет, людские пороки сохраняются, и его произведения остаются понятными и злободневными. Характерные и яркие персонажи были и остаются популярными у художников и граверов. Басни писателя еще при жизни были объединены в 9 сборников и переведены на французский и итальянский языки. В выставочных витринах расположились прижизненные издания баснописца из научной библиотеки Третьяковской галереи; медаль «В честь 50-летия литературной деятельности И.А. Крылова». А лучшие из басенных иллюстраций предстают в мультимедийном проекте, сопровождающем выставку.

Выставка открыта с 5 апреля по 29 сентября 2019
Лаврушинский переулок, 10, зал 11