В Государственной Третьяковской галерее полным ходом идет первый этап реставрации картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885).

Весь комплекс исследований и техническое оснащение реставрационных работ проходят благодаря масштабной поддержке ПАО Сбербанк. После нападения на картину в мае 2018 года — руководство Сбербанка предложило оказать всеобъемлющую финансовую помощь для спасения произведения, а также его последующего безопасного экспонирования, и реализовало эту помощь в полном объеме.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван…» уже подвергалась нападению в 1913 году. Это привело к необходимости провести ее первую серьезную реставрацию. Кроме того, произведение имеет хроническую «болезнь» – отслоение красочного слоя. В связи с этим на протяжении 100 лет пребывания в Галерее полотно не покидало стен музея (за исключением его вывоза в эвакуацию в 1941 году). Оно постоянно находится под пристальным наблюдением реставраторов и
хранителей.

С первых дней после нападения на картину сотрудники галереи начали работы по спасению произведения. Было проведено несколько Реставрационных советов для выработки плана дальнейших действий. Главной задачей этапа предреставрационных исследований стала диагностика художественных материалов произведения в помощь последующей реставрации и изучение причины или комплекса причин, которые вызывают хронические проблемы сохранности полотна.

О ходе реставрации

Сроки, заложенные для выполнения этапа исследований, последовательность шагов и методика работы полностью соответствуют современной мировой практике. В феврале 2019 года в Третьяковской галерее проводилась ставшая уже традиционной, международная программа публичных лекций и мастер-классов, в ходе которой прошло обсуждение новых подходов к
сложным случаям в реставрации, в частности, дублированию холстов, разработанных и используемых в нидерландских институциях в области реставрации, исследования и сохранения культурного наследия.

Масштабный подготовительный этап работы был завершился в первом квартале 2019 года. Специалисты отдела комплексных исследований подготовили развернутый отчет обо всем объеме проведенных работ. Полученные результаты помогли сформулировать реставрационное задание и стали важной частью в разработке методики реставрации полотна. На расширенном Реставрационном совете утвердили план первого этапа реставрационных работ.

В депозитарии Третьяковской галереи была создана новая реставрационная мастерская. В этом пространстве поддерживаются требуемые климатические условия; обеспечивается особый световой режим. В марте реставраторы Галереи приступили к работе согласно заданию, утвержденному по протоколу Реставрационного совета.

Первая стадия реставрации полотна включает в себя процесс раздублирования оригинального авторского холста и дублировочного, наклеенного в ходе реставрации в 1913 году. Вслед за этим следует подготовка авторского холста к следующему этапу реставрации. Все работы с произведением фиксируются фото- и видеосъемкой.

Оборудование

В начале мая 2019 года в Третьяковскую галерею поступает важное оборудование. Крупноформатный реставрационный стол-трансформер.
Сложную механику разработали специально для реставрации такого
большеразмерного полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван…».
Тщательная подготовка к проведению реставрационных работ связана не только с объемом и характером повреждений полотна и «хронической болезнью» картины, но и высокой ответственностью перед сохранением шедевра живописи мирового значения — пожалуй, лучшей картиной исторического жанра из созданных во второй половине XIX века, обладающей невероятной силой художественного воздействия.

ПАО Сбербанк — крупнейший банк в России, уделяет большое
внимание развитию искусства и сохранению культурных ценностей, являющихся достоянием страны и мира. На сайте опубликован проект, посвященный реставрации шедевра Репина.