31 октября – 18 ноября 2018

Третьяковская галерея представляет выставку Александры Галкиной «Прошу под стол» — проект, организованный совместно с компанией Smart Art, приглашает каждого зрителя почувствовать себя ребенком.

В центре инсталляции — уставленный посудой стол, между ножками которого может свободно пройти человек. Под столом — ноги невидимых великанов, чье присутствие подчеркивают звуки голосов и звон обеденных приборов. На соседней стене — картины и рисунки; основанные на личной биографии художника, часть которых выполнена на обоях советского времени; напоминая об оставляемых повсюду детских каракулях.

Размышляя о музее, Александра Галкина выделяет задачу масштабировать, задавать символическую величину произведениям и авторам; вписывая их в историю искусства, потому что здесь острее; чем в любом другом культурном пространстве, чувствуется иерархия старшинства; старшие лучше знают, что делать младшим. Именно эта парадигма и осмысляется в работе, представленной на выставке.
Галкина буквально демонстрирует разницу между величием и физической величиной.

Она увеличивает бытовые вещи до гигантского размера — как будто в руках мастера оказалась волшебная палочка; преображающая находящиеся рядом предметы. Но художник не преследует цели вызвать у посетителя головокружение от масштабности объектов. Галкина не старается выглядеть демиургом, наслаждающимся властью над зрителями; которые оказались в положении Гулливера в стране великанов.

Гигантские бытовые предметы делают человека маленьким, но не ничтожным. Пройдя «пешком под стол», он получает доступ в мир;где разговоры взрослых слышатся иначе; а так высоко ценившиеся в детстве вещи вновь обретают значимость.

По словам критика Людмилы Бредихиной, «проект Александры Галкиной в Государственной Третьяковской галерее мог стать легальной и вполне предсказуемой интервенцией независимой молодой художницы в пространство высокого институционального ранга. Но ее проект „Прошу под стол» не так предсказуем — он выглядит совместной провокацией художницы и музея. При входе в галерею Саша Галкина выстраивает схематичную конструкцию в духе „Алисы в стране чудес», и, видимая со всех этажей музея, эта конструкция превращает пространство Третьяковки со всеми текущими выставками в гигантскую тотальную инсталляцию. Все это теряет привычный смысл. Кажется, теперь действие коварного механизма может быть выявлено не только в схожем проекте Кабаковых „Где наше место?». Оно обнаруживается всюду, в каждой выставке, открытой сегодня в Новой Третьяковке, и в работах самой художницы».

Рекламный блок